Хорошо горят березовые чурки, жарко! Топить печь таким
топливом — одно удовольствие. Однако им еще надо запастись.
А тот, кто колол дрова, знает, каково помахать топором
несколько часов кряду, особенно с непривычки. Непросто
справиться с этой работой и пожилым людям. Неутомимым и
безотказным помощником может стать несложное приспособление,
«соль» которого — в использовании в качестве «мускула»
гидравлического домкрата.
Пожалуй, нет человека, не видевшего хотя бы раз в жизни, как
водитель автомобиля несколькими движениями руки легко
поднимает с помощью этого инструмента многотонную махину.
Чтобы «переквалифицировать» тот же домкрат в дровосека, надо
сделать особую раму. Конструктивно она представляет собой
двухопорную балку, на одном ее конце шарнирно закреплен
"мускул", на другом — клин. Между ними — ложе для чурбака.
Так как усилие здесь исчисляется сотнями и даже тысячами
килограммов, элементы конструкции гидроколуна, назовем его
так, должны быть достаточно мощными. Балку, например, лучше
сварить из швеллера и стальной полосы толщиной 10 мм. Таким
же внушительным сделен и клин. Он консольно приварен к
отрезку швеллера немного большего размера, который можно
фиксировать в нескольких положениях — в зависимости от длины
чурбака. Домкрат установлен на балке горизонтально, на двух
опорах.
Передняя — М-образная скоба с хомутом, охватывающим корпус
инструмента.
Задняя — две пластины; к ним же крепятся
пружины, возвращающие шток в исходное положение после снятия
давления масла в цилиндре.
Вот как пользуются гидроколуном. Расположив его для удобства
на рабочем столе или верстаке, подводят к полену клин и
починают качки ручкой. Достаточно нескольких движений, чтобы
шток нажал на чурбан и тот раскололся. Остается убрать
поленья, рукояткой сброса снять давление масла (пружины при
этом вернут поршень со штоком в исходное положение) и
заложить новый чурбан. Может показаться, что игра не стоит
свеч. Проще раз-другой взмахнуть топором. Все так, никто не
спорит, коли чурбан один-единственный. Ну а если их полный
кузов грузовика? Да полно сучковатых? Тут уж никакая
молодецкая удаль не поможет — только механизм.
Гидроколун: 1 — балка, 2 — ложе чурбана, 3 — фиксирующий
болт, 4 — швеллер клина, 5 — ручка для переноски клина, 6 —
корпус клина, 7 — чурбан, 8 — упорная пята штока, 9 —
возвратные пружины, 10 — домкрат, 11 — рукоятка сброса
давления масла, 12 — ручка. 13 — задняя опора домкрата, 14 —
передняя опора, 15 — силовой элемент клина, 16 — хомут
крепления домкрата.