Для качественной и быстрой окраски с помощью аэрографов и
пульверизаторов, для многих других работ в домашней
мастерской подойдет настольный мини-компрессор, который
можно собрать из компрессорного агрегата холодильника.
Причем совсем не обязательно использовать новый узел: вполне
годится и с засорившимися клапанами насоса.
Главное - был бы
исправен электродвигатель. А проверить его легко еще до
разборки - измерив омметром сопротивления пусковой и рабочей
обмоток (соответственно 5 и 20 Ом).
Чтобы извлечь электродвигатель с насосом из кожуха,
потребуется сделать у торцов кожуха два кольцевых пропила.
Затем, отвернув четыре крепежных болта М6, вытащить с одной
стороны статор, а с другой - ротор с насосом, укрепленные на
дискообразном основании. Для восстановления
работоспособности клапанов достаточно промыть их в бензине
или ацетоне (собирая, следует устанавливать их лепестки
строго на прежнее место). Проверяется исправность насоса
после сборки поворотом ротора двигателя при закрытой
выпускной трубке. Сборка агрегата (уже без кожуха)
заключается в соединении статора двигателя с основанием
насоса с помощью четырех болтов М6 и дистанционных трубок
длиной 40 мм.
Разномерно затягивая болты, статор тщательно центруем, чтобы
ротор мог свободно вращаться. Изменение системы смазки
подшипников электродвигателя и насоса сводится к замене
маслозаборника простой масленкой. Для ее изготовления
подойдет коробка от кинопленки 2X8 мм, в дно которой
впаивается медная трубка O4 мм, другим концом припаенная к
фланцу соответствующих размеров. Перед длительной работой
масленку надо заново наполнить. Рекомендуемые марки масел -
АС-8, ДС-11 или любые автомобильные моторные с вязкостью не
менее 8 сСт. В качестве воздушного ресивера удобно
использовать пустой баллон от туристских газовых плит. После
удаления клапана в его резьбовое отверстие устанавливается
тройник для соединения выходной трубки насоса с манометром и
выходной трубкой ресивера. Так как насос способен создавать
давление свыше 10 кг/см2, требуемая редукция осуществляется
простым пружинным клапаном, стравливающим излишки воздуха в
атмосферу. Основание компрессора - прямоугольная стальная
рамка, используемая в холодильнике для подвески агрегата.
В ее центральной части на двух болтах закреплен
дюралюминиевый уголок 45X45 мм, на котором фиксируется
компрессорный узел. Передняя панель, согнутая из
дюралюминиевой пластины толщиной 1,5 - 2,5 мм, крепится
болтами к рамке-основанию. На ней размещены контактные
клеммы, тумблер включения рабочей обмотки и кнопка включения
пусковой. Через отверстие в ее лицевой панели выведена
выходная трубка. Шланг для подачи сжатого воздуха доступно
изготовить самому из полихлорвиниловой трубки. Чтобы она
могла выдержать давление воздуха, на нее следует надеть
металлическую оплетку, снятую с экранированного провода.
Заделка концов оплетки - нитками или медной проволокой.
Такой шланг достаточно прочен и в то же время мягок и удобен
в работе. Двухгодичная эксплуатация компрессора показала
надежность и эффективность конструкции.
Сжатый воздух практически не содержит масла. Все же со
временем некоторое его количество конденсируется в ресивере,
поэтому желательно в нижней части баллона установить пробку
для слива конденсата. Не рекомендуется проводить окрасочные
работы в холодное время года, если сам компрессор установлен
в помещении. В этом случае в шланге будет собираться влага,
которая может попадать в краску. Производительности
установки достаточно не только для работ с аэрографом: ее
насос быстро накачает велосипедную камеру, мяч, надувные
игрушки. И даже на полностью спущенную жигулевскую шину
потребуется не более 10 минут. Тем же, кому необходим
компрессор для работы с малярным краскораспылителем, можно
рекомендовать более мощный вариант из нескольких насосных
секций, укрепленных на общем основании. Приводить их в
действие можно цепной передачей от одного электродвигателя.
А. ВОЙКИЧ
Рис. 1. Общий вид компрессора: 1 - шланг, 2 - клеммы
сетевого электрошнура, 3 - пусковая кнопка, 4 - тумблер
включения рабочей обмотки. 5 - передняя панель, 6 - статор
электродвигателя, 7 - дистанционные втулки. 8 - основание
насоса, 9 - масленка, 10 - манометр, 11 - ресивер, 12 -
рама, 13 - кронштейн крепления компрессорного узла, уголок
45X45 мм, 14 - хомут крепления ресивера.