Главная | Карта сайта
советы домашнему мастеру
Изготовление...
Ремонт, восстановление...
Реклама
Сделай сам...
Разное

Лепные украшения

Потолочные розетки под люстры, карнизы и т.п. Обычно любители в качестве модели используют готовые изделия. Однако с приобретением навыка в лепке можно изготовить свою неповторимую модель, сделанную из глины и некоторых других материалов. По модели (образцу) делают форму. А потом уже в полученной форме отливают изделия.

Существуют различные рецепты формовых смесей:

1) каолин (сухой), замешанный до густоты теста на жидком стекле — силикатном клее; замешивая, можно добавлять немного воды; каолин можно заменить глиной (сухой порошок), кирпичной пудрой и т.п.

2) гипс — 60 % по массе, распущенный асбест — 40 %; все замешивают на воде до густоты крутого теста;

3) желатин или столярный клей — 30 — 50 % по массе, глицерин — 38 — 40 %, зубной порошок (тоикопросеянный мел) — 2 — 10, вода — 20 %; желатин (клей) заливают водой и выдерживают 2 ч; затем распускают в водяной бане, добавляя глицерин, варят 2 — 4ч, вводят зубной порошок; форму, изготовленную по этому рецепту, помещают на 1 ч в крепкий раствор формалина, благодаря чему она задубливается и остается эластичной, причем не размягчается при нагревании; из такой формы легко извлекать отливки; ,

4) окись кальция — 4 м. ч., портландцемент марки 300 и выше — 4 м. ч., вода 1 м. ч.;

5) окись цинка — 6 м.ч., хлористый цинк (сухой) — 2,4 м.ч., вода — 1,6 м.ч.; эта формовая смесь твердеет за несколько минут. Для формы готовят ящик подходящих размеров и обрабатывают модель, т.е. покрывают ее поверхность т.н. разделительным составом.

Рецепты разделительных составов:

1) 5 — 8 %-ный раствор мыла в воде;

2) скипидар — 70 %, воск (стеарин, парафин) — 30 %;

3) керосин — 65 %, стеарин — 35 %.

Последние 2 разделительных состава готовят так: расплавляют воск (стеарин, парафин), выключают огонь и в горячий расплав вливают, перемешивая, скипидар (керосин).

Модель посредством кисти покрывают разделительным составом в 2 — 3 слоя. В ящик кладут готовую формовочную смесь, выравнивают ее и сверху утапливают в нее модель (рис. 1,а).

Оставляют до полного высыхания формовой смеси. Затем модель извлекают и несколько дней форму досушивают. В домашних условиях лепные украшения делают чаще всего из папье-маше, в заводских — из автоклавированного гипса (высокопрочного алебастра). Чтобы получить папье-маше, готовят сначала бумажную массу. Газетную бумагу мелко режут, складывают в емкость и заливают крутым кипятком. Массу варят потом еще 4 — б ч. Затем воду сливают. А оставшуюся бумажную массу пропускают через мясорубку. Из полученной измельченной массы скатывают небольшие валики и сушат их.

Высушенные валики трут на мелкой хозяйственной терке. Папье-маше делают по одному из перечисленных ниже рецептов (м.ч.).

1) бумажная масса сухая — 1, мел тонкопросеянный — 3. столярный клей сухой — 2, мука пшеничная — 2; муку замешивают холодной водой до образования жидкого теста без комков; тесто заливают горячим раствором столярного клея; полученный клейстер должен быть жидким, если же это не так, то добавляют горячую воду; бумажную массу смешивают с мелом и заливают клейстером; все хорошо перемешивают до консистенции крутого теста (при необходимости добавляют горячую воду);

2) бумажная масса сухая — 1,5, мел тонко просеянный — 4. клей столярный сухой — 8; заливают клей водой и выдерживают 2— 6 ч; распускают его в клееваре; бумажную массу смешивают с мелом и заливают горячим клеем; тщательно все перемешивают до консистенции крутого теста (в случае необходимости добавляют горячую воду);

3) бумажная масса — 2, мел тонко просеянный — 6, клей столярный сухой — 12, канифоль — 1, олифа натуральная — 3; все делают, как в предыдущем случае; после перемешивания вливают в канифоль, растворенную в горячей олифе; этот рецепт позволяет получить более прочные и водоупорные детали;

4) казеин сухой — 3, аммиак (25 %-ный) — 1, вода — 6; казеин заливают водой и, изредка помешивая, выдерживают его для созревания 3 — 4ч; вливают аммиак, перемешивают и выдерживают еще 1 ч; после этого клей разжижают, подливая в него 3 м. ч. воды; на полученном клее замешивают бумажную массу до консистенции густого теста;

5) столярный клей жидкий — 2, бура — 1, вода — 12; растворяют буру в воде, доливают к раствору клей, тщательно перемешивают; на этом растворе замешивают гипс (алебастр) до консистенции густого теста. Отливку изделий ведут так. Форму внутри покрывают 2 — 3 слоями разделительного состава.

Сушат его. Набивают форму подготовленной смесью н оставляют до полного высыхания. Высушенное изделие достают из формы, зашкуривают неровности и приклеивают по месту. Особо остановимся на изготовлении декоративных отделочных плит. Сейчас все больше для общественных и жилых помещений применяют декоративные пластмассовые плиты. Напр., наша промышленность выпускает пластмассовые плиты “Полиформ”. Их производят с отделкой под древесину и небольшим выпуклым орнаментом, а также красивыми барельефными рисунками. Размер плит “Полиформ” — 500Х500 мм, толщина — 10 мм. Если использовать плиту как модель и изготовить с нее формы, то можно сделать необходимое количество плит для отделки стен. Напр., прихожей и других помещений. Формы для изготовления плит типа "Полиформ" делают многопозиционными (на 3 — 4 плиты) из любого листового материала и деревянных реек (рис. 1).

б). Когда формы готовы, их смазывают внутри разделительным составом и в каждую форму выкладывают необходимое количество приготовленной смеси. Любым цилиндрическим предметом (труба, ручка от лопаты) как валиком смесь прикатывают сверху (рис. 1, в). При этом смесь выравнивают, уплотняют, благодаря чему рисунок “ проявляется ” лучше. Во время прикатки бывает необходимо убрать или прибавить какое-то количество смеси.



Рис. 1. Подготовка форм для лепных украшений

Теперь — об окраске таких плит. Розетки и карнизы заводского изготовления обычно белят или покрывают какой-либо краской. А как быть в этом случае? Конечно, можно плиты окрасить, используя аэрозольную краску или пульвелизатор, но от этого плиты лучше не станут. От внимания тех самодеятельных строителей, кто следит за новшествами, не ускользнуло авторское свидетельство на имя тульских изобретателей Ю.Н. Турчанинова и Г.М. Кириченко на декоративную отделку изделий на основе цемента. Идея их изобретения предельно проста.

В подходящую плоскую посуду (это может быть рамка с закрепленной на ней полиэтиленовой пленкой) наливают воду. Отдельно составляют краску, для чего смешивают литоофсетный краситель нужного цвета — 5 м. ч., олифу натуральную — 2 м. ч., керосин — 3 м. ч. Все тщательно перемешивают и несколько капель этой краски наносят на поверхность воды. Краска быстро "разбегается", образуя на поверхности воды тонкую пленку.

Если теперь капнуть в нескольких местах на пленку скипидаром и все осторожно помешать палочкой, то на поверхности пленки возникает рисунок с разводами. Окрашиваемую плиту опускают в воду под пленку (рис. 1, г), выдерживают 1 — 3 секунды и с небольшим наклоном извлекают из посуды. На поверхности плиты остается почти без изменений тот рисунок, который был на поверхности воды. Окрашенную плиту сушат и покрывают бесцветным масляным лаком или силиконовой мастикой. Покрытую мастикой плиту полируют до зеркального блеска куском войлока или шерстяной ткани.
Реклама
Полезные советы
Советы в быту
Для дома...
Copyright © 2007-2019 Советы домашнему мастеру -
рекомендации и маленькие хитрости по изготовлению полезных домашних мелочей