Наверное, я никого не удивлю, сказав, что заготовка дров на
зиму — одно из самых трудоемких дел сельского жителя. Еще
бы, совсем непросто распилить несколько кубометров
древесины! А нельзя ли превратить в помощника мой старенький
мотоцикл? Идея показалась заманчивой, и я довольно быстро
реализовал ее. Как устроена получившаяся "мотопила", понятно
из приведенных рисунков.
Вместо заднего колеса установил диск циркулярки, основание
станка собрал из двух старых велосипедных рам, а ось качания
мотоцикла перенес на место подножки. Результаты первых же
испытаний превзошли все ожидания: бревно распиливалось в
считанные секунды. Правда, двигатель сильно перегревался,
потому пришлось позаботиться о принудительном охлаждении.
Крыльчатку вентилятора использовал от автомобильного
обогревателя, а на кожухи пошли обычные банки из-под краски.
Последовательность переоборудования мотоцикла такова.
Сначала снимается резиновая подушка подножки, выбиваются
штифты и удаляется труба подножки, а на ее место
устанавливается ось качания и надеваются распорные втулки.
Затем мотоцикл приподнимается, надеваются велосипедные рамы
основания и скрепляются стяжкой. Смотровой люк правой крышки
картера снимается, и вместо болта крепления генератора
ввинчивается шпилька фиксации цилиндра.
После этого монтируются левая крышка вентилятора, втулка,
сам вентилятор и правая крышка с направляющим кожухом.
(Головку двигателя для лучшего обдува можно повернуть на
90°.) Наконец, с мотоцикла снимаются колеса, а место заднего
занимает циркулярная пила. Мотоцикл у меня старый, марки
М-103, но подобный станок можно приделать и к любой другой
машине. Пилю на третьей передаче. Чтобы пила случайно не
ушла в землю, можно сделать предохранительные упоры на
подкосе и основании.
Коротко об эксплуатации. Работать с
таким станком удобнее всего втроем: один управляет пилой, а
двое укладывают бревна на раму. Значительная численность
"экипажа" компенсируется производительностью механизма,
которая удивляет даже опытных "бензопилыциков". А более чем
трехлетний опыт эксплуатации мотопилы подтвердил ее
эффективность и безотказность.
Рис. 1. Мотопила: 1 — мотоцикл, 2 — циркулярная пила, 3 —
ось качания, 4 — основание станка (велосипедные рамы), 5 —
бревно, 6 — упор для бревна, 7 — стяжка (шпилька М8).
Рис. 2. Крепление циркулярной пилы: 1 — вал заднего колеса,
2 — левая втулка, 3 — пила, 4 — фланец, 5 — звездочка
мотоцикла, 6 — правая втулка. 7 — болт М10 (3 шт.), 8 —
ступица с подшипниками.
Рис, 3. Ось качания в сборе: 1, 7 —
рамы основания станка, 2 — шайбы (4 шт.), 3 — гайка М16 (2
шт.), 4 — втулка (2 шт.), 5 — рама мотоцикла, 6 — кронштейн
подножки. 8 — распорная втулка (2 шт.), 9 — подшипники № 203
(4 шт.), 10 — кольцо (2 шт.). 11 — ось качания.
Рис. 4. Система принудительного охлаждения двигателя: 1 —
правая крышка двигателя, 2 — втулка, 3 — кулачок
прерывателя, 4 — направляющий кожух вентилятора, 5 —
эжектор, 6 — правый кожух вентилятора, 7 — гайка шпильки с
контргайкой, 8 — шпилька, 9 — крыльчатка вентилятора, 10 —
левый кожух вентилятора, 11 — стягивающая шпилька (2 шт.),
12 — проушина (4 шт.).
На виде А крыльчатка вентилятора
условно не показана.